К КАНОНИЗАЦИИ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ

ЖУРНАЛ N42
ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
от 25 марта 1991 года
В заседании Священного Синода под Председательством ПАТРИАРХА

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, представившего подготовленное Комиссией историческое исследование "Об отношении Церкви к подвигу мученичества", а также материалы к канонизации Преосвященного митрополита Киевского и Галицкого Владимира (+ 1918 г.) и Преосвященного митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (+ 1922 г.) и с ним убиенных архимандрита Сергия (Шейна), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Одобрить историческое исследование Комиссии по канонизации святых "Об отношении Церкви к подвигу мученичества" и принять его за основу в подходе к этому вопросу при подготовке канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX веке.
  2. Одобрить предложение Комиссии о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 годов от 5/18 апреля 1918 года.
    Справка: Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов от 5/18 апреля 1918 года в своем Определении "О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь" - постановил: "Установить во всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников". 25 января для поминовения было избрано, как день мученической кончины митрополита Киевского Владимира.
  3. Заупокойное поминовение сих мучеников и исповедников творить 25 января старого стиля - в случае совпадения сего дня с воскресеньем, или в ближайшее воскресенье после 25 января.
  4. Одобрить предложение Комиссии по канонизации святых об установлении дня Соборной памяти новомучеников Российских и передать его на решение ближайшего Архиерейского или Поместного Собора.
  5. Одобрить выработанные Комиссией по канонизации святых тексты житий и деяний о канонизации Преосвященных митрополитов Владимира и Вениамина и иже с ними пострадавших.
  6. Опубликовать подготовленные Комиссией по канонизации святых историческое исследование "Об отношении Церкви к подвигу мученичества", проекты текстов житий и деяний о канонизации Преосвященных митрополитов Владимира и Вениамина и иже с ним пострадавших. Отзывы на эти материалы со стороны Преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян следует направлять в комиссию по канонизаций святых. Окончательное суждение о сих вопросах иметь на заседании Священного Синода по изучению отзывов в комиссии по канонизации святых, с представлением результатов ближайшему Архиерейскому Собору.
  7. Продолжить изучение материалов по канонизации Великой княгини Елизаветы Федоровны (+ 1918)
  8. Поручить епархиальным Преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий Преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся. Направлять эти материалы в Синодальную комиссию по канонизации святых для их изучения на предмет канонизации сих мучеников и исповедников Российских, пострадавших в XX веке.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Алексий
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ Филарет
ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛОРУССИИ
МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И ГРОДНЕНСКИЙ
Филарет
МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ Иоанн
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ Ювеналий
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ
МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ
Кирилл
МИТРОПОЛИТ НИЖЕГОРОДСКИЙ И АРЗАМАССКИЙ Николай
АРХИЕПИСКОП ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ Владимир
АРХИЕПИСКОП ТАМБОВСКИЙ И МИЧУРИНСКИЙ Евгений
АРХИЕПИСКОП КИШИНЕВСКИЙ И МОЛДАВСКИЙ Владимир
ЕПИСКОП АРХАНГЕЛЬСКИЙ И МУРМАНСКИЙ Пантелеимон
ЕПИСКОП КОСТРОМСКОЙ И ГАЛИЧСКИЙ Александр
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И НОВОЧЕРКАССКИЙ
Владимир










ДЕЯНИЕ

ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

О КАНОНИЗАЦИИ

МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО) (1848-1918),

МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО ВЕНИАМИНА (КАЗАНСКОГО) (1873-1922)

И ИЖЕ С НИМ УБИЕННЫХ

АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (ШЕЙНА) (1866-1922),

ЮРИЯ НОВИЦКОГО (1882-1922)

И ИОАННА КОВШАРОВА (1878-1922)


31 марта - 4 апреля 1992


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, "Свидетель верный" (Откр. 1, 5), "на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин. 18, 37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих.

По слову Апостола, мы искуплены "драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Пет. 1, 19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: "живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем" (Рим. 14, 8).

Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, полилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: "Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленныя чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него".

Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века.

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12, 11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: "Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что (...) простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви... Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть, - но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все...".

Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, как верные соработники его, пошли на заклание с архипастырем своим.

Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в сущности их страданий как мученичестве за Христа, единомысленно определяет:

  1. Митрополита Киевского Владимира, убиенного в Киеве гонителями Церкви 25 января старого стиля 1918 года, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 г. в период гонения на Церковь Христову, - причислить к лику святых мучеников.
  2. Покоящиеся в Киево-Печерской Лавре в Крестовоздвиженском храме на Ближних пещерах честные останки священномученика митрополита Владимира да пребывают под спудом.
  3. Честные останки священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна, в безвестных могилах покоящиеся, на произволение Божие оставляются.
  4. Службы сим новомученикам Российским составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их - отправлять общие по чину мученическому.
  5. Память им праздновать: священномученику митрополиту Владимиру 25 января; священномучеиикам митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию и мученикам Юрию и Иоанну 31 июля - по Юлианскому календарю.
  6. Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января ст.ст. (в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного. В сей Собор включить имена святых: Тихона, Патриарха Всероссийского, Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского и иже с ним архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна; а впоследствии - всех вновь канонизуемых новомучеников и исповедников Российских.
  7. Писать новопрославленным мученикам честные их иконы для поклонения, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.
  8. Напечатать жития их, а также творения святых митрополитов Владимира и Вениамина для назидания и наставления в благочестии чад церковных.
  9. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления сих новомучеников пастве Всероссийской.
  10. Сообщить имена их Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в свои святцы.

Предстательством и молитвами, прославленных новомучеников Российских да укрепит Господь веру нашу и паствы церковной, Честною Его Кровию искупленной, и да будет чадам Церкви кровь новомучеников сих семенем веры, произрастающим в жизнь вечную.

Аминь.









ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К ПОДВИГУ МУЧЕНИЧЕСТВА

I. ПОНЯТИЕ "МУЧЕНИЧЕСТВО", "МУЧЕНИК" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Греческие слова marturia, martuV означают "свидетельство" и "свидетеля" о каком-либо факте или событии в области права, истории или религии (Ис. 20, 16; Втор. 5, 20; Пс. 88, 35-38). Русский перевод их словами "мученичество", "мученик" имеет в церковном словоупотреблении специальный оттенок - "свидетельство об Истине страданиями за веру". С таким понятием мы встречаемся в Ветхом Завете при описании гонения Антиоха Эпифана (2 Мак. гл. 6-7).

В Новом Завете слова marturia, marturion, martuV приобретают значение преимущественно именно мученического свидетельства о Христе, Который есть "Путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6) - свидетельства о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом, о радости быть всегда с Ним, о готовности пребывать всецело верным Ему даже до смерти, - быть "свидетелем верным" (Откр. 2, 13) в исповедании Его Имени (Мф. 10, 32).

Полнота свидетельства о Боге раскрывается в Личности и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа, Который "на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине" (Ин. 18, 37). Христос и есть "Свидетель верный и истинный" (Откр. 3, 14). Исповедание Сына завершается в свидетельстве о Нем Духа Святого, Духа Истины, Утешителя (Ин. 15, 26; 1 Ин. 5, 6-7), Освятителя Церкви (св. Кирилл Иерусалимский).

Господь Иисус Христос завещал проповедовать "Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф. 24, 14). По Вознесении Своем Спаситель, выполняя Свое обетование (Ин. 12, 32), поставляет во свидетельство Себя святых апостолов (Деян. 1,8). Служение апостолов есть - свидетельство о Жизни и Воскресении Христа (Деян. 1, 22; 2, 32; 3, 15), цело-жизненный подвиг веры и исповедничества (1 Тим. 6, 12-13). Именно свидетелями Христовыми осознают себя и сами апостолы: не случайно на место предателя Иуды избирается Матфий - свидетель Его Воскресения (Деян. 1, 22-26); свидетелями называют себя апостолы Петр (1 Петр. 5, 1) и Иоанн (Ин. 19, 35; 21, 24; 3 Ин. 12; Откр. 1, 9); Своим свидетелем называет Господь и апостола Павла (Деян. 22, 15; 26, 16). Свидетелем Спасителя называет апостол Павел и первомученика Стефана (Деян. 22, 20), хотя тот и не был подобно апостолам свидетелем жизни Христовой, а только "увидел славу Божию и Иисуса" в час своей мученической кончины (Деян. 7, 55). Действительно, будучи первомучеником, архидиакон Стефан продолжал апостольское служение, свидетельствуя о Христе своею кровью. Свидетельство-мученичество Стефана подготавливает распространение Церкви (Деян. 8, 1, 4) и обращение Павла (Деян. 22, 20).

Со смертью Стефана начинается новый период исповедания Бога. Отныне свидетельство Слова Божия становится подлинным мученичеством-свидетельством кровью.

В Откровении святого Иоанна Богослова, этой поистине книге мучеников, воздается слава мученикам, свидетельствующим об Иисусе: мученики победили диавола "кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти" (Откр. 12, 11). Именно в Апокалипсисе происходит трансформация общего смысла "свидетельства", "свидетель" к более определенному смыслу - "мученичество", "мученик". Ибо Небесный Иерусалим, этот Храм Божий, для святого апостола Иоанна созидается в конце истории не только проповедью Евангелия (как у апостола Павла в 1 Кор. 3, 10-17), но и кровью мучеников.

Путь к славе Божией лежит через мученичество - свидетельство веры, освященное кровью, и этим славным путем пойдет теперь Церковь. Свидетельство о Христе в. широком смысле есть прославление Бога и в жизни и в умирании ("живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем" - Рим. 14. 8), прославление "и в телах и в душах, которые суть Божий" (1 Кор. 6, 20). Это свидетельство может осуществляться христианами различно. Свидетели о Христе - это и праведные люди, поступающие по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1,6), служащие Богу постом и молитвою день и ночь (Лк. 2, 37); это и монашествующие - "добровольные мученики", ведущие постоянную невидимую брань против страстей и похотей, против духов злобы; это и исповедники, много в своей жизни претерпевшие за благовесте Христово; это и страстотерпцы, подобные святым Борису и Глебу, это, наконец, и мученики в более тесном и более привычном смысле, пострадавшие "даже до крове".


II. ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Историю гонения на христианство можно рассматривать начиная с евангельского повествования о Христе. Тогда же, собственно, и определилась природа этих гонений: с одной стороны - неприятие христианства политической системой "века сего", и, с другой стороны, религиозное неприятие христианства приверженцами иудаизма.

Другими словами, все последующие гонения в той или иной мере имели в этом причину: христианство преследовалось по политическим и религиозным соображениям.

Римляне смотрели на религию, как на одну из государственных функций, из государственных соображений они оставили покоренным народам их. богов, мирно уживающихся с их собственными; иудеи также получили свободу вероисповедания, хотя их религия отрицала все другие. Принятие же и распространение "недозволенной религии", к числу которых римляне отнесли, вместе с другими тайными восточными культами, также и христианство, считалось в глазах закона государственным преступлением.

Первое гонение воздвиг на христиан император Нерон после пожара Рима (64 год). Это гонение не было продолжительным и охватило не все области Римской империи. Однако в историю христианской Церкви оно вошло как одно из самых страшных - причина этому по-видимому кроется в его внезапности со стороны римских властей и неподготовленности к этому христиан. Среди мучеников Неронова гонения были святые апостолы Петр и Павел.

Второе гонение было при Домициане (81-96 гг.). Гонимых обвиняли в "безбожии", т.е. отрицании государственной религии. Это обвинение направлялось против иудеев и тех, кто "впал в обычаи иудеев", т.е. христиан. По свидетельству Егезиппа (Евсевий. Церковная история), Домициан по политическим подозрениям потребовал к себе двух родственников Христа, внуков Иуды, брата Иисусова, и после того как увидел их мозолистые от работы руки и услышал от них, что царство Христово не от мира сего и наступит только в конце мира, отпустил их, как неопасных простецов.

Среди многочисленных христианских мучеников этого гонения, согласно "Церковной истории" Евсевия, выделяется Флавия Домицилла, жена консулария Флавия Климента, которая в 95 году была сожжена за свою веру. Ко времени этого гонения предание относит и ссылку апостола Иоанна Богослова на остров Патмос.

Два вышеуказанных гонения были лишь предвестниками грядущей длительной и систематической борьбы против христиан, которая началась с императора Траяна (98-117 гг.). Распоряжение этого правителя гласило: "Христиан не нужно нарочито разыскивать: но если их указывают и приводят, то их нужно наказать, причем однако, кто говорит, что он не христианин и это доказывает самим делом, т.е. поклонением нашим богам, вследствие такого раскаяния должен быть отпущен без наказания, хотя бы и оставался в подозрении касательно прошлого".

Положение христиан в империи, вследствие этого указа, сделалось таковым, что всякий христианин уже по своему наименованию считался преступником, хотя преступление считалось полным и достаточным смерти только в случае, если обнаруживалось уклонение от жертвоприношения государственным богам.

В это третье гонение претерпели мученическую смерть епископ Симеон Иерусалимский, сын Клеопы и преемник Иакова (ок. 109 г.) и святитель Игнатий Богоносец (107 или 116 г.).

Вполне стояли на почве Траянова эдикта и императоры Адриан (117-138 гг.), Антоний Пий (138-161 гг.), Марк Аврелий (161-180 гг.) и его сын Коммод (180-192 гг.). При двух последних претерпели мученическую кончину апологет Иустин Философ (116 г. в Риме) и епископ Поликарп Смирнский (в 155 или 166 гг.). Евсевий говорит о сильном гонении в это время в Лионе и Вьенне.

Септимий Север (193-211 гг.) был к христианам более терпим: один раб, христианин Прокул, исцелил его от тяжкой болезни, помазав его елеем, а кормилица его сына была христианка. В это время гонения сохраняются только в окраинных областях империи. Так в Александрии пострадал мученик Леонид, отец Оригена, рабыня Потамиена со своей матерью Марцеллой; в Африке - мученики нумидийского города Сцилиты, карфагенянки Перпетуя и Фелицитата. Почти вполне прекратились гонения на христиан при Каракалле, Гелиогабале, Александре Севере.

Однако при Максимине Фракийце (235-238 гг.) гонение вспыхнуло с новой силой. Этот император, оставив политику Траяна, решил, систематически проводя преследования, довести христианство до полного уничтожения. С этой целью он приказал истребить христианское духовенство. Только слабость авторитета императора и его ранняя кончина воспрепятствовали исполнению этого намерения.

Преемники Максимина, арабы Гордиан и Филипп, оставляли христиан в покое. Деций (249-251 гг.) вновь взялся за исполнение плана Максимина. Христиан повсеместно предавали пыткам и казням. Тогда появились целые группы так называемых lapsi (отпавших), которых, смотря по форме их отречения, делили на thurificati или sacrificati (приносивших жертву курения изображению императора), libellatici (покупателей подложных свидетельств, что они, будто бы, приносили жертву) и facientes (таких, которые давали ложные показания в протоколах). Не менее многочисленны были и истинно верующие, пострадавшие за Христа.

При императоре Галле (251-253 гг.) преследование христиан затихло, но при Валериане (253-260 гг.) оно вспыхнуло с новой силой. Тогда пострадали свмч. Киприан Карфагенский, а также папа Сикст Римский вместе со своим диаконом Лаврентием. Сын и преемник Валериана, Галлиен (260-268 гг.), отменив указы своего отца, возвратился к Траяновой политике, которая с этого времени оставалась в силе до Диоклетиана (284-305 гг.). В государственной системе империи, которую ввел Диоклетиан, сам он стал во главе как dominus, по своему достоинству имеющим право на богоподобное почитание, как олицетворение высшего божества. Гонение Диоклетиана вошло в историю древней Церкви как самое жестокое. Его решено было начать с войска.

В 298 году император по настоянию кесаря Галерия издал указ, чтобы все войска совершили жертвоприношения. Следствием этого был массовый уход христиан с военной службы. В Тингисе (Тангере), в Африке, один христианин, воин Марцелл, сбросил с себя пояс, копье и меч, когда до него дошла очередь принести жертву, и, обличая идолослужение, воскликнул: "Отселе я перестаю служить вашим императорам". Он был казнен.

Вторым эдиктом, изданным также по настоянию Галерия в 303 году, запрещались богослужебные собрания, книги Священного Писания повелевалось отбирать и сжигать, церкви разрушались, все христиане, отказавшиеся от жертвоприношения, лишались своих должностей и гражданских прав. Любые политические возмущения в провинциях уже одряхлевшей империи приписывались действию христиан. Спешно, один за другим, издаются еще три эдикта, из которых первым предписывалось заключать в тюрьму духовных лиц, вторым и третьим все христиане обязывались к принесению жертв. По всему государству (за исключением Британии, Галлии и Испании, где управлял благорасположенный к христианам кесарь Констанций Хлор, отец св. Константина Великого), в силу этих эдиктов началось яростное гонение на христиан.

Кроме Галерия, особенной яростию к истреблению христианства пылал соправитель Диоклетиана, Максимиан. По одному сказанию, он приказал истребить целый, состоявший из христиан, военный легион, так называемый "фиваидский легион", с его начальником, святым Марцием.

После, того как в 305 году Диоклетиан и Максимиан удалились от управления, Галерий, став верховным императором, продолжил гонения с удвоенной силой. Север и Максимиан Даза, которых он назначил кесарями, поддерживали его в этом. Чтобы принудить христиан против своей воли к отречению, прибегали даже к таким средствам, как окропление съестных припасов жертвенным вином и жертвенной водой.

Наконец, даже среди самих язычников пробудилось отвращение к жестоким и все более усиливавшимся мерам гонения на христиан. Галерий, перед кончиной, страдая от мучительной болезни, отменил некоторые меры преследования и просил христиан молиться за него. Эдикт от 311 года принес христианам веротерпимость, хотя и не полное признание за ними гражданских прав.

Следующий верховный император Лициний и его соправители, Максимиан на востоке и Максентий на западе, пытаются возобновить гонения, однако уже в 312 году Максентий потерпел поражение от своего западного соперника святого Константина, который в 313 году издает в Медиолане (Милане) эдикт веротерпимости для всех религий в государстве.

По всей империи произошел поворот в пользу христианства. Небольшой перерыв в этом направлении был при Юлиане Отступнике (361-363 гг.), однако со смертью последнего христианство в империи возобладало совершенно.

Христианство победило своего гонителя не физической силой, но по божественному смотрению в силу уже самого факта гонений. Кровь мучеников становилась семенем для возрастания новых христиан. История прекрасно выявила один закон: христианство всегда оставалось победителем любой воздвигнувшей на нее гонение власти и идеологии. Любая власть в истории, подписывавшая эдикт о гонениях на Христа, по существу сама себе подписывала приговор. Гонимые победили, и так было всегда, во всю историю христианства, и по обетованию Спасителя будет впредь, ибо врата адовы не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16, 18).


III. ЗНАЧЕНИЕ МУЧЕНИЧЕСТВА В ЭПОХУ ГОНЕНИЙ

Первый период истории Церкви - от ее рождения в день Пятидесятницы до Миланского эдикта святого Константина Великого (313 г.) - это эпоха постепенного распространения Церкви по всему Римскому государству не только без всякой поддержки со стороны мирских сил, но даже при трехвековом антихристианском противлении языческой империи - и при таких условиях Церковь завоевала себе твердую почву в мире. Враждебный ей мир она победила отчасти через творения своих апологетов, но главным образом через подвиг мучеников и исповедников.

Языческий мир ненавидел и гнал христиан, так что почти в течение трех столетий жизнь Церкви измерялась кровью мучеников. В разные годы, в зависимости от политических условий и от иных причин, их было то меньше, то больше, но цепь их не прерывалась никогда.

Дошедшие до нас мученические акты и описания гонений показывают, как реагировала Церковь на эти гонения. Они вскрывают значение мученичества и объясняют нам, почему именно в мученичестве осознала Церковь самое сильное доказательство истины христианства. Мученик в Христовой Церкви - это борец (aqlhths) веры, его подвиг - это свидетельство его убеждений в истинности воскресения Христа из мертвых и победы над смертью.

С особой отчетливостью выражено такое переживание мученичества св. Игнатием Богоносцем. Ведомый под арестом в Рим, чтобы претерпеть там казнь, он пишет послание в Рим, прося не делать попыток спасти его: "Дайте мне стать пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распята... и живая вода, струящаяся во мне, говорит: иди ко Отцу... Не хочу более жить этой земной жизнью... Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, Который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия... и пития Божия желаю - Крови Его, Которая есть Любовь нетленная и Жизнь вечная" (Св. Игнатий Богоносец. Послание к римлянам, 4, 7, 8).

В этих словах светлая, всепобеждающая уверенность в победу, одержанную Христом над смертью, и в превосходстве подлинной жизни - с Ним и в Нем - над жизнью этого мира, "образ которого проходит".

О высоте подвига мучеников в истории древней Церкви свидетельствует уже то, что Сам Господь Иисус Христос назвал Себя martuV - "Свидетелем верным" (Откр. 3, 14; 1, 5) и на апостолов полагает служение быть Его свидетелями - martureV (Деян. 1, 8; ср. 26, 16-22). И апостол Иоанн называет свою миссию "Свидетельством Иисуса Христа" (Откр. 1, 2). Таким образом, мученичество являлось продолжением апостольского служения в мире.

Почти никто из образованных жителей Римской империи не верил в идолов, поклонения которым требовали от христиан. Своим отказом исполнить это требование христиане показывали, что они - почти одни - принимали их всерьез. Даже во внешнем, политическом культе идолов они видели власть диавола, оторвавшего мир от знания единого истинного Бога и заставившего его почитать истуканов. Но Христос пришел, чтобы освободить мир от этой власти, и потому - в свете этой борьбы - само язычество представало во всем своем страшном религиозном значении как царство лжи, как бесовское наваждение, с которым христианские мученики вступали в смертельное единоборство, становясь преемниками апостольского служения, являясь свидетелями полной истины, открытой во Христе. Мученики предлагали свою кровь для доказательств той истины, в которой они были убеждены, которая для них - "свидетелей" - имела очевидность факта.

К какому бы из дошедших до нас текстов мы ни обратились, будь то послание Лионских христиан в Малую Азию, описывающее гонение в Галлии в 165 г., мученичество св. Поликарпа Смирнского, описанное у Евсевия (Церковная история, IV, 15) или же краткие "акты" святых Иустина, Киприана, Исхлисских мучеников, смысл их всех сводится к одному: смерть каждого мученика есть вечно совершающаяся победа Иисуса Христа, Который "смертию смерть попрал". И потому прославлением мучеников полагает Церковь начало прославлению святых; каждый из них есть "свидетель", а их кровь, по выражению Тертули-ана, - семя, обещающее новые всходы.

Относительно почитания святых мучеников положительно можно утверждать, что в первой четверти II века оно было уже делом принятым. Соответствующее известие находится в современных событию актах о мученичестве святого Игнатия Богоносца, который пострадал при императоре Траяне в 107 или 116 году. Следовательно, начало такого почитания должно быть отнесено к последней четверти I века или даже ко времени, непосредственно следовавшему за первым гонением христиан со стороны императора Нерона (т.е. после 64 г.).

В упомянутых мученических актах святителя Игнатия сообщается: "Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа" (Th. Ruinarti, monachi benedictini, Acta sanctorum sincera, 1, 48), а несколько ниже в том же источнике говорится, что мощи святого были "неоценимым сокровищем" для верующих по причине "благодати, обитавшей в мученике" (Th. Ruinarti, Op. cit, 1, 68-69).

Есть и другие свидетельства о почитании в древней Церкви останков святых, как тел, причастных благодатному действию Духа Божия. Так Евсевий Кесарийский приводит послание Смирнской Церкви к Филомелийской по поводу мученической кончины святого Поликарпа (ок. 155 г.). В нем говорится, что проконсул, по совету иудеев, сокрыл тело Поликарпа, чтобы оно не стало предметом поклонения христиан, но "мы собрали кости его... и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью - и Господь соизволит нам праздновать день его рождения (genetlion) (Евсевий Кесарийский. Церковная история, IV, 15).

Характерен взгляд на кончину мученика, как на день рождения его (natalitia), т.е. день вступления в лучшую жизнь. Этот взгляд был причиною того, что церковный календарь впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, за исключением Божией Матери и Иоанна Крестителя, причем даже эти дни рождения стали признаваться сравнительно поздно. Празднование памяти мучеников состояло главным образом в совершении агап (по возможности на местах их кончины или погребения), которые назывались agapae natalitiae. Совершалась евхаристия с особенным чином благодарения за мученика, читались деяния о его страданиях, и потому самим житиям мучеников было усвоено на Востоке название "пролог", т.е. вступительное чтение или синаксарь, т.е. чтение на торжественных собраниях, а на Западе - legenda, т.е. подлежащее прочтению.

Наряду с мучениками в Церкви эпохи гонений почитались также исповедники, т.е. те верующие, которые исповедали Христа, претерпели за веру пытки, истязания или ссылку и заключение, но умерли естественной смертью (см. Церковную историю Евсевия, V, 2, 3). По словам св. Иоанна Златоуста, "Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества" (Творения, т.,2, СПб., 1896, с. 732).

Однако здесь было различие: пострадавшие за Христа до смерти члены Церкви вносились в списки святых без какого-либо исследования их жизни, а уже в силу их подвига - очищения мученической кровью, исповедники же, согласно свидетельству святого Киприана Карфагенского, разделялись на два класса: умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий были приравниваемы к мученикам (св. Киприан Карфагенский. Послание 27, 2. PL, IV, 328); жившие более или менее долго после них могли быть причтены к лику святых, если и последующую свою жизнь они проводили вполне праведную (см. Послание св. Киприана 5, 3; 6. 4-5. PL, IV. 234, 237-238).

Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики.

Епископ Аполлинарий Иерапольский свидетельствует о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов: "Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми "мучениками", последователями фригийской ереси (т.е. монтанизма), они держаться особо и умирают, не входя с ними в общение" (Евсевий Кесарийский. Церковная история, V, 17, 20-21).

9-е и 34-е Правило Лаодикийского собора (ок. 343), несомненно отражающие уже сложившееся церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за кафолическую веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членами Церкви посещение мест их захоронений с какой бы то ни было целью.

Следует также указать, что Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим, поведением (см. Блаженный Августин. Collat. cum Donatistis, III, 25).

Так епископ Карфагенский Менсурий (нач. IV в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.

Св. Григорий Богослов писал: "Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя - не отступать, потому что первое - дерзость, а второе - малодушие (Творения, ч. IV, М" 1844, с. 57).


IV. МУЧЕНИКИ ПОСЛЕ МИЛАНСКОГО ЭДИКТА

Мученики, прославившие Бога после Миланского эдикта и до начала XX века, могут быть разделены на пострадавших от язычников, иноверных, инословных и атеистов. Языческие гонители - это прежде всего императоры, соправители или соперники святого Константина Великого, бывшие у власти до установления его единодержавия, а через некоторое время - Юлиан Отступник. О последнем нужно сказать, что он не был гонителем в прямом смысле: гонения, бывшие в его короткое царствование, формально не были легальными и совершались, так сказать, в порядке самосуда. За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV-V века). Известны случаи мученичества от рук готов-язычников (например, св. Савва, 15 апреля). Первые мученики на Руси, варяги Феодор и Иоанн, погибли от рук язычников (12 июля). Язычниками были и монголо-татарские завоеватели Руси (примерно первое столетие ордынского ига). От золотоордынцев пострадали св. Михаил Черниговский с боярином Феодором (14 февраля). От иудеев пострадали святые Арефа (24 октября), Евстратий (28 марта), младенец Гавриил Белостокский (20 апреля). В первые века исламской эры в мусульманском мире преобладали арабы, которые и проявили себя как гонители христианства. Впоследствии ислам принимают и другие народы и племена: персы, тюрки, татары. На многие века мусульмане становятся главными гонителями христианства. От них страдают греки, западные христиане (в Северной Африке и в Испании), армяне, грузины, русские, болгары, сербы, румыны. Необходимо заметить, однако, что чудовищные геноциды XX в. - армянская резня 1915 г. и истребление греков в 1922 г. - были произведены не мусульманскими традиционалистами, но очень далеко отошедшими от религиозного мировоззрения революционерами - "младотурками" и кемалистами.

Ряд гонителей-еретиков начинают ариане. Гонения производились императорами-арианами Констанцием и Валентином, за пределами империи - арианствующими готами. Были отдельные случаи мученичества от других еретиков и схизматиков, например, святой священномученик Ипатий Гангрский пострадал от новациан (31 марта). В VIII-IX вв. очень многие православные пострадали от иконоборцев.

Волна гонений на православие прошла при императоре-униате Михаиле Палеологе (XIII в.). Особенно пострадали афонские монахи: преподобномученики Ватопедские (4 января), преподобномученики Зографские (10 октября). В России от латинян пострадал, к примеру, священномученик Исидор Юрьевский (8 января).

Очень часто религиозное противостояние неотделимо от исторической борьбы народов и государств. Так, христиане в Персидском царстве со времени святого царя Константина воспринимались как агенты враждебного Римского государства, что получило конец только тогда, когда христиане, подданные Персии, приняли несторианство и этим самым отмежевались от Римской державы. Для многих христианских народов (грузин, греков, болгар, сербов...) борьба за веру была тождественна борьбе за национальное выживание, против ассимиляции. Недаром на Балканах принятие мусульманства обозначалось глаголом "потурчиться".

В особую группу гонителей можно выделить вероотступников. Вообще же любые гонения и преследования носителей веры и благочестия есть результат вражды с ним мира лежащего во зле (Ин. 5, 19). Не от иноверцев претерпели мученическую кончину святые Борис и Глеб (24 июля), святитель Филипп (9 января), преподобномученик Корнилий Псковопечерский (20 февраля), святой царевич Дмитрий (15 мая). Святая мученица Фомаида (13 апреля) убита свекром-христианином за чистоту и супружескую верность, святой мученик Иоанн Владислав, князь Сербский (22 мая) убит Болгарским царем в ходе политической борьбы, священномученик Иосиф Астраханский (11 мая) убит во время бунта.

Священномученик Макарий, Митрополит Киевский (1 мая) убит татарами при вторжении, а преподобномученик Макарий Каневский (7 сентября) убит за то, что отказался выдавать туркам монастырские сокровища.

Священномученик Ермоген Московский (17 февраля, 12 мая) замучен как враг польских интервентов и их сторонников, как непоколебимый патриот Святой Руси.

В мире почили: святая мученица Василиса Никомидийская (3 сентября), священномученик Григорий, просветитель Армении (30 сентября), святой мученик Феодор Антиохийский (23 ноября), преподобномученица Филофея Афинская (19 февраля), священномученик Феодот (2 марта), мученица Голиндуха (12 июля), святой мученик Иоанн Воин (30 июля), святая великомученица Шушаника (28 августа).

Все это приводит к выводу, что главной причиной в прославлении должны быть не внешние, формальные признаки мученичества, но засвидетельствованные Церковью и народным почитанием внутренние побуждения мученического подвига страдальцев за Христа. Подвиг этот, как и всякий иной, осуществляется во всепобеждающей любви к Богу и в благодатной свободе, независимо от внешних условий, в которые поставлен угодник Божий. Мученичество - высшее выражение веры, любви и надежды:

"Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за друга своя" (Ин. 15, 13).

Чаще всего мученичество - плод спокойной и даже радостной готовности претерпеть страдания и смерть за Пострадавшего нас ради. Иногда мученичество - результат желания заплатить своею кровью за грех отступничества (особенно часто это случалось среди христиан, живших под властью турок).


V. ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РОССИИ В XX ВЕКЕ

С небывалой силой обрушилось движимое активным богоборчеством гонение на Русскую Православную Церковь в XX веке.

Характеристику периода с 1917 года давал Святейший Патриарх Тихон:

"Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного (...) суда.

Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения-напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения...

Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены (...) беспощадно... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах (...) печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства" (Послание к годовщине Октябрьской революции).

В 1921 году в России наступил голод, особенно в Поволжье.

Церковь, хотя и была терзаема гонителями, возвысила свой голос и объявила сбор средств в помощь голодающим. В эти тяжелые годы святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к пастве с Посланием, в котором говорилось: "Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.

Еще в августе 1921 года, когда стали доходить до нас слухи об этом ужасном бедствии, мы почитали долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим (...).

Тогда же был основан нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим, и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) правительственному комитету" (Послание Патриарха Тихона от 15.02.22).

Однако Церковь этим не ограничилась, но, как писал Патриарх Тихон, "желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, (мы) нашли возможность разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления" (Воззвание Патриарха Тихона от 13/26 февраля 1922 года).

Такие добровольные пожертвования Церкви поднимали ее авторитет в глазах народа. Это противоречило интересам новой власти и тогда Церковь обвинили в нежелании помочь голодающим. Было объявлено насильственное изъятие ее ценностей. Драматичность ситуации осложнялась тем, что изнеможенное от голода крестьянство не имело более сил материально поддерживать Церковь. О цели и средствах проведения кампании по изъятию церковных ценностей впечатляюще говорят строки, написанные В. И. Лениным в секретном письме членам Политбюро: "Для нас, именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддерживать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету".

В письме давалось и конкретное указание к действиям: "Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Ленин. Письмо Молотову для членов Политбюро. "Известия ЦК КПСС", 1990, ╧ 4). Письмо было написано Лениным 19 марта 1922 года и в скором времени оно принесло свои результаты.

28 марта 1922 года в "Известиях" был опубликован "список врагов народа", куда попала лучшая часть российского духовенства. Первым в этом списке был указан Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы и священники.

13 апреля 1922 года состоялся судебный процесс в Москве. 11 человек были приговорены к расстрелу. По отношению к пяти осужденным приговор был приведен в исполнение.

6 мая 1922 года последовал домашний арест Патриарха Тихона, 29 мая 1922 года - арест митрополита Петроградского Вениамина.

Вместе с ним привлечено было 86 человек, из них 10 приговорены к расстрелу, четверо были расстреляны - митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шейн), профессор Новицкий Ю.П., Ковшаров И.М., 6 человек помилованы, 22 - оправдано, остальные приговорены к лишению свободы на различные сроки 1.

На конец 1922 года было расстреляно по суду 2601 человек из белого духовенства, 1962 - монашествующих, 1447 монахинь и послушниц (Польский, т. 1, с. 214).

Репрессии продолжались и после окончания кампании по изъятию церковных ценностей.

Продолжался процесс массового закрытия храмов. К концу 1924 года в тюрьмах, лагерях и ссылках находилось 66 епископов, в 1927 году - 117 (Регельсон. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977, с. 574).

В конце 20-х - начале 30-х годов одновременно с коллективизацией и раскулачиванием под лозунгом "Долой кулака и его пособника - попа", началось искоренение Церкви в деревне, где влияние ее было особенно сильно. Повсеместно проводился планомерный разгром сельских приходов.

8 апреля 1929 г. было издано Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях", по которому устанавливалась процедура регистрации религиозных обществ, запрещалось преподавание религии где бы то ни было, кроме специальных духовных учебных заведений, подтверждалось введенное "Декретом" 1918 г. лишение религиозных обществ прав юридического лица, совершение обрядов ограничено было культовыми зданиями и кладбищами.

28 мая 1929 г. Постановлением ВЦИК религиозная пропаганда исключается из конституционных прав.

В 1930 г. был повсеместно запрещен колокольный звон. По всей стране проводилось снятие колоколов.

В среднем в месяц по стране в это время закрывали по 50 храмов.

В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя в Москве.

Следующий период гонений связан с так называемой "безбожной пятилеткой" и общим усилием репрессий в середине 1930-годов.

Для этого периода характерны массовые расстрелы духовенства.

Самый пик борьбы с религией падает на 1937 год, сопровождавшийся массовыми арестами не только духовенства, но и активных мирян.

В этот период погибли митрополиты: Киевский Константин (Дьяков), бывший Ленинградский Серафим (Чичагов), бывший Тверской Серафим (Александров), Горьковский Евгений (Зернов);

протоиерей Александр Глаголев, профессор МДА, скончался на допросе 12 ноября 1937 г.

Несмотря на столь ожесточенную борьбу за искоренение веры, всенародная перепись населения 1937 г. показала, что доля верующего населения в стране достаточно велика: 2/3 - сельского населения и 1/3 - городского.

Новая волна гонений наблюдается на рубеже 50-60-х годов, в период руководства страной Н.С. Хрущева.

Об усилении репрессивных мер против Церкви можно судить по ряду изданных тогда официальных документов.

7 июля 1954 г. вышло Постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения". Пункт 10 этого Постановления требовал преподавание предметов истории, литературы, естествознания, физики и химии насытить атеистическим содержанием.

16 октября 1958 г. издано было Постановление Совмина СССР, которым ограничивалась хозяйственная деятельность монастырей. Советам Министров союзных республик было поручено в 6-месячный срок изучить вопрос о возможности сокращения количества монастырей.

16 марта 1961 г. вышла Инструкция по применению законодательства о культах. В ней, в частности, запрещалось совершать крестные ходы без особого разрешения исполкомов, служить панихиды на кладбищах, отправлять требы на дому. Предприняты были меры против паломничества. Предусматривалось изъятие у Церкви зданий, если они необходимы для государственных или общественных нужд.

По всей стране происходили варварские разрушения церквей.


VI. О ПОДХОДЕ К КАНОНИЗАЦИИ НОВОМУЧЕНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их "новомучениками российскими" вошло уже в широкое употребление. Причислив Патриарха Тихона к лику святых, Архиерейский Собор 1989 г. прославил святителя прежде всего за его исповедническое стояние за Церковь в трудную для нее пору.

Ныне подходит время для канонизации и других новомучеников и новых исповедников.

Подготовка к прославлению новомучеников ведется уже в течение нескольких лет. Главную трудность к подходу в этом "опросе представляет то обстоятельство, что вопрос о канонизация, сам по себе чисто церковный, внутрицерковный, оказался по вполне понятным причинам включенным в контекст политической и идеологической борьбы, связанной с оценкой значения и последствий пережитой нашей страной революционной эпохи. Не дело Церкви давать оценку политическим событиям иначе как в рамках нравственного суждения о них. Поэтому священноначалие Русской Церкви, проявляя пастырскую заботу о народном благе, стремится избежать того, чтобы канонизация новомучеников российских послужила аргументом в политической борьбе, которая ведется за церковной оградой.

Канонически неправомерное и поспешное прославление новомучеников Зарубежной Русской Церковью вызвало разногласия и разделения внутри самого церковного народа.

Канонизация новомучеников, к совершению которой идет Русская Православная Церковь, должна послужить не разделению, а единению церковного народа. Поэтому выбор святых подвижников, предлагаемых для церковного прославления, должен быть бесспорным и самоочевидным.

Древние христианские мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было даже необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. За Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики российские.

От массовых репрессий 30-х годов пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. Проводились они в обстановке крайнего беззакония и произвола. Лишь в отдельных случаях репрессированный мог тогда повлиять на решение своей участи. Даже и отречение от Христа со стороны клирика едва ли способно было избавить его от расправы по сфабрикованным, фантастическим обвинениям в шпионаже, бандитизме, террористических актах.

Но впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10, 29-30).

Мы верим поэтому, что христиане, умиравшие под пытками именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили жизнь свою за Христа.

И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси. Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых - князья Борис и Глеб - пали жертвой политического преступления - были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.

Определенную трудность в подготовительную работу по канонизации новомучеников и новых исповедников вносит то обстоятельство, что церковная жизнь в 20-30 годы была омрачена нестроениями и разделениями. Грех раскола, по учению Отцов, не смывается и кровью мученичества. В конце 30-х годов пострадали и многие обновленцы, но несомненное их пребывание в расколе не позволяет ставить вопрос о их прославлении.

Труднее решить вопрос о возможной канонизации погибших и пострадавших клириков и мирян, которые в ту пору пребывали в каких-либо разделениях и группировках, которые нельзя очевидно квалифицировать как несомненный раскол.

Из истории канонизаций известно, что в одних случаях она совершалась "на основании сверхъестественных свидетельств... самого Бога, который тех или других между ними (подвижниками) удостаивал дара чудотворения еще при жизни или по смерти" (Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2, М. 1903, с. 16), в других - официальная церковная канонизация основывалась не столько на чудотворениях, сколько на самом факте почитания подвижника церковным народом (см. Темниковский В. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903, с. 19-20).

Среди новомучеников российских, пострадавших в XX столетии, в сознании церковного народа яркими светильниками сияют имена митрополитов Киевского Владимира, Петроградского Вениамина.

Митрополит Владимир (+ 1918) занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петербургскую и Киевскую, за что своими почитателями был назван "всероссийским архипастырем". Знаменательно то, что свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства на Руси; знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым из российских архипастырей взошел на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

Митрополит Петроградский Вениамин, подвижник святой жизни, по свидетельству современников, более других иерархов чуждый всяких политических интересов и пристрастий, пал первой жертвой целой серии политических процессов, организованных при проведении так называемой кампании по изъятию церковных ценностей.

Канонизация этих мучеников, по вере русского церковного народа несомненно угодивших Богу и предстательствующих за нас перед Престолом Господним, является делом первоочередной важности.

Несомненно, что целый сонм мучеников и исповедников снискал у Бога благодать молиться за нас. Народ церковный чтит память многих и многих из них. Это имеет место в отдельных епархиях, монастырях, приходах, где чтут своих мученически скончавшихся архипастырей, пастырей, иноков и благоговейных мирян.

Поэтому самым верным представляется нам такой путь: начать дело прославления новомучеников с восстановления соборного поминовения всех за веру пострадавших на Руси в XX веке православных христиан. Такое действие станет исполнением решения Поместного Собора 1917/18 годов. 5/18 апреля 1918 года Собор вынес определение "О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь", в котором среди прочего начертано: "Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников".

Продолжая это введенное определением Собора поминовение, ныне своевременно установить соборное прославление всех пострадавших новомучеников и исповедников российских 25 января ст. ст. (в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после 25 числа, включив туда имена святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина и с ним убиенных архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна и всех, кто в будущем будет причисляться к лику святых новомучеников.



Назад к тексту

1 Русская Православная Церковь обращалась в Прокуратуру СССР с просьбой рассмотреть вопрос о их реабилитации. В ответ на это 11.2.1991 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был получен документ за подписью старшего помощника Генерального прокурора СССР В.И. Илюхина, в котором говорилось: "Изучение в Прокуратуре СССР архивного уголовного дела показало, что Казанский В.П. (митрополит Вениамин) и другие лица (всего 59 человек) были осуждены необоснованно. В материалах уголовного дела отсутствуют данные, свидетельствующие о создании антисоветской организации и проведении деятельности, направленной на подрыв Советской власти. Из текстов писем митрополита Вениамина, адресованных в Комиссию помощи голодающим, а затем в Петроградский губисполком, не усматривается оснований для вывода об их преступном характере. В воззвании митрополита к Петроградской православной пастве от 10.4.22 священнослужители и верующие призывались к пожертвованиям в пользу голодающих, содействию сдаче ценностей созданным для этих целей комиссиям, пресечении при изъятии ценностей всякого рода эксцессов. В связи с изложенным первым заместителем Генерального прокурора СССР т. Васильевым А.Д. в Президиум Верховного Суда РСФСР внесен протест на предмет прекращения уголовного дела в отношении Казанского В.П. (митрополита Вениамина) и других лиц (всего 59 человек) за отсутствием в их действиях состава преступления. 31 октября 1990 года протест удовлетворен, все вышеуказанные лица, проходившие по данному делу, реабилитированы".

В ответ на последующий запрос Святейший Патриарх Алексий II получил 22.2. 1991 г. от Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 г., которым отменены судебные решения в отношении митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и других лиц, "дело о них прекращено за отсутствием в их действиях состава уголовно-наказуемого деяния. Все они по настоящему делу реабилитированы". Данные документы Его Святейшество передал в Комиссию по канонизации святых с правом их публикации.