Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего
апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском
городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства.
Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и
принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители
отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был
членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который
впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был
истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил
убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым
свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды
тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал
людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у
синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни
появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2).
Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен
с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там
от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное
сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на
землю, и он услышал голос, говоривший ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь
Меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил: "Кто Ты, Господи?"
Голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги
твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и
свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от
народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти
сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с
освященными" (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов
разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он
ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные
очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и
пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол
Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все
случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив
на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания
исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он
прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался,
по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния
- виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника
- богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в
синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи,
знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и
ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла:
помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома,
примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола
Павла "избранным сосудом", призванным возвещать имя Иисуса Христа
"перед народами и царями и сынами израилевыми" (Деян. 9, 15). Получив
от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать
веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из
страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в
пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого,
ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял
длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине,
он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии,
Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии,
Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос,
Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди
его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе
Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать
слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44).
Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и
обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его
проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей
ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола
Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14,
10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило
мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были
чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные
исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За
благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного
ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого
апостола Павла, он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова,
которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В
одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно
при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов
без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза
я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз
был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в
опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в
городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между
лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде,
часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим
смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время
готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на
непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал
к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его
чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за
чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя
Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с
величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30;
21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя,
провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане
называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).
По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть
Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора
Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что
причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в
христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным,
день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по
другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра.
Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их
казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В
IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21
мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в
Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было
настолько распространено, что известный церковный писатель IV века
святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря),
писал: "...празднование им не может утаиться ни в одной части мира".
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и
Павла говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они
превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они
сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов,
Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда
беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай
высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла
- из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель
Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров,
избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник Истины, слава
вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень,
бдительный кормчий Христовой Церкви".
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная
Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого
Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в
апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в
апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом
уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после
Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь
Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов
Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому
Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с
изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи,
изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый
монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде
на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство
Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в
XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении,
особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые
Древней Руси. Правнук равноапостольного князя Владимира святой
благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил
имя Петр (+1086; память 22 ноября). Этот святой князь воздвиг в Киеве
храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь
празднует память преподобного Павла Послушливого Киево-Печерского
(+XIII); 30 июняпреподобного Петра, царевича Ордынского и Ростовского
(+1290); 10 января - преподобного Павла Комельского, Обнорского
(+1429); 21 декабря - святителя Петра, Московского и всея России
чудотворца (+1326).
Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного
храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно
известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные
гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
по Минее на 29 июня