На первую страницу. |
700 лет
(1299-1999)
Рождества Богородицы
Снетогорский
женский монастырь
Гора круто поднимается в излучине реки Великой, куда в массе своей заходит во время нереста снеток - мелкая рыбешка, ставшая прообразом названия монастыря. В обнажениях древних пород отвесной скалы над р.Великой содержатся цветные глины, которые псковичи использовали, изготовляя краски для иконописи. Красную глину, знаменитую червлень, вывозили отсюда в Москву и др. города. "Самородный камень"- известняк - шел на возведение крепостных сооружений. Вокруг горы даже и сегодня бьют ключи чистой воды.
Ныне доподлинно не известно, кто и когда основал монастырь. Одно из преданий гласит, что его устроители - афонские монахи, прибывшие на Снятую Гору со Святой Горы Афон из-за распространившейся там некой ереси.
По другому преданию (главному), принято считать основателем монастыря - игумена Иоасафа, мужа ревностного и духоносного, великого аскета.
Первое упоминание о монастыре относится к концу XII в. В псковской летописи сообщается, что 4 марта 1299 г. на Псков напали ливонские рыцари, разорили и сожгли Снетогорский монастырь. При пожаре прпмч.Иоасаф принял мученическую кончину; с ним в огне погибли 17 иноков из числа братии*
Далее рукопись повествует, как прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей "с малою дружиною" разгромил врагов и повелел поставить в обители на место сгоревшего деревянного каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
За 1 год "Заложена и свершена бысть церковь каменна на Снятой
горе". В следующем, 1311г., церковь была расписана фресками, которые
частично сохранились даже и до наших дней.
Собор Рождества Богородицы -
главная святыня монастыря. Во все времена он был сердцем обители, освящая и
благословляя братию на молитвы, труды о монашеские подвиги.
В настоящее время Собор монастырю не принадлежит. Он находится под
охраной государства, как памятник культуры XIV в. Российской Федерации.
Фрески, случайно обнаруженные в 1909 г., были раскрыты и явили миру такую
глубину боговедения и одухотворенности, что по заключению специалистов ничего
подобного им в мире нет.
Состояние фресок и самого собора внутри столь
плачевно, что в ближайшие времена не будут приняты решительные действия по их
реставрации или хотя бы по консервации, то произойдут необратимые потери. Здесь
тот случай, когда государство должны бы действовать согласно и незамедлительно.
Много раз приходилось монастырю участвовать в защите своего отечества от
нашествия иноплеменных. Ливонская война, польский воевода, шведский
король... . Семь веков служит Богу и людям монастырь. В прошлом это была
обеспеченная обитель. Хлеб, рыба, лен, сено поставлялись даже и в государственные
житницы. Считалось, что грехи замаливать лучше всего на Снятой Горе.
Здесь охотно останавливались знатный гости духовного и светского чина. Это было
место традиционного пострижения и упокоения псковских князей. Здесь возрастал в
меру возраста Христова один из патриархов Святой Руси - Иоасаф; положили
начало своим подвигам прп.Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий.
В 1804 г. монастырь был упразднен и передан Архиерейскому дому.
В 1826 г. здесь
поселился митрополит Евгений (Болховитинов). Этот неутомимый и талантливый
деятель, много потрудившийся на Псковский кафедре, благоустроил
монастырь, издавал о нем Описание.
Еще одно грандиозное сооружение -
церковь-колокольня "Вознесения-под-колоколы". Строительство ее
относится к началу XVI в. Несколько раз она перестраивались и в окончательном
своем варианте имела высоту около 80 м., как колокольня Ивана Великого в
Московском Кремле.
Колокольня имела восьмигранное основание со стенами
пятиметровой толщины. Внутри стены сооружена широкая винтовая лестница,
ведущая во 2-ой ярус, где была устроена церковь с Престолом Вознесения
Господа нашего Иисуса Христа. Выше находилась красивая галерея с
широкими окнами, а в 3-ем ярусе - колокольня. Здесь было 6 колоколов и 7
подзвонков; самый большой колокол был отлит в 1526 г. тщанием известного
московского благодетеля дьяка Мисюря Мунехина.
Это была воистину каменная свеча. Своим золоченным крестом, венчавшим главу, она освящала поднебесную псковских пределов и была даже видна из Псковского озера.
Псков имел две доминанты - знаменитый Свято-Троицкий собор и Снетогорский
столп - церковь-колокольню "Вознесения-под-колоколы". Сейчас даже трудно себе
представить, какую потерю понес город - памятник Псков, лишившись уникальной
колокольни.
Удивителен по своей необычности способ ее разрушения. В 30-е
годы после длительной и бесплодной борьбы ее защитников было принято решение
разрушить колокольню. На тонкой высокий изящный шпиль были наброшены
корабельные канаты и несколько барж одновременно двинулись вниз по Великой,
все туже затягивая петлю... Колокольня рухнула.
Сейчас колокольни в
монастыре нет. Скромная "звонница" - металлическая перекладина, на
которой висят 4 колокольца да обрезок трубы - этим сестры отправляют свои
уставные кимвальные нужды.
...Самое сокровенное желание нынешних
снетогорских звонарей - взойти когда-нибудь на верхний ярус вновь отстроенной
колокольни "Вознесения-под-колоколы" и ударить во вся красная.
Сие да буди, буди!
В 1993 г. Рождества Богородицы Снетогорский монастырь был
возвращен Русской Православной Церкви. Архиепископ Псковский и
Великолукский Евсевий освятил его при большом стечении народа.
Замечательно, что это событие совпало с днем памяти свт.Тихона (26 августа
н.с.) - Церковь торжествующая явила монастырю еще одного покровителя.
Первые насельницы монастыря трудились днем, и ночью: восстанавливали
разрушенную церковь свт.Николая ко дню празднования Рождества Божией матери.
Не счесть всех случаев и событий, указующих на особое благоволение Божие. Сама
Божия Матерь нежно заботится об обители, как о малом дитяти.
Восстановление монастыря производится на собственные средства и
добровольные пожертвования. Помощь в восстановлении насельницам оказывает
Епархия. Некоторая помощь идет от предприятий г.Пскова, а также почитателей
древней святыни из Москвы и Петербурга. Частные лица помогают своими
денежными пожертвованиями, личным трудом и различными услугами.
В обители бывает много церковных ходов - во все двунадесятые праздники,
престольные праздники и на светлой седьмице. По средам совершается соборное пение
акафиста небесному покровителю обители свт.Николаю, особо здесь почитаемому. В
воскресные дни проводиться богослужение с пением акафиста Божией Матери. По
четвергам - молебен святым и свт.Николаю.
Жизнь насельниц Снетогорского
монастыря складывается из трудов и молитвы. Труды покаянные - одно из основных
делений сестер, ставших на путь иноческого жития. Молитва и труд созидают души.
Монастырь поднимается из руин, с помощью Божиею и при непрестанном и
милостивом покровительстве главной Хозяйки монастыря - Божией Матери, Царицы
Небесной.
В 1999 г., на день памяти прпмч.Иоасафа Снетогорского монастырю
исполняется 700 лет. Немного найдется в нашем Отечестве монастырей такой
древности. Как хотелось бы вернуть обители ее первозданный вид. Все кто пожелает
вложить в дело возрождения монастыря хотя бы малую лепту, приходите, помогите
нам, милости просим! И предваряя Ваши намерения - благодарим Вас, ибо, как
сказал свт.Иоанн Златоуст, Господь и намерения целует.
БОГУ НАШЕМУ СЛАВА !
*нынешние насельницы
свято чтут память своего небесного
покровителя, прпмч.Иоасафа,
каждодневно прибегая к нему в молитвенно в
своих разнообразных послушаниях. Ковчежец с частичками его целебных мощей
благоговейно хранится в монастырской церкви свт.Николая.