На первую страницу.
Святителя Димитрия Ростовского,

Слово на Собор святого Архангела Гавриила

СОБОР СВЯТОГО АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
(26 марта / 8 апреля)

На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем1. И поистине особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочнейшей Деве весть о воплощении Бога Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенной честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк.1,19), то есть стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, - подобно этому и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие перед Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большей честью и славой, чем другие ангелы низших чинов.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих перед Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: "Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр.1,4). В числе этих семи Гавриил - второй по числу, а после Михаила - первый: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов - Михаила, но второго за ним - Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил - первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил - победитель супостатов; Гавриил - вестник тайн Божиих; Рафаил - врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил - прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил - ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода - держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение - возвещать таинства Божии.

Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во "Святая Святых"; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования.

Имя Гавриил значит: "крепость Божия", а также: "Муж - Бог". Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком - совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, - напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

Провидя это, пророк говорит: "И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским" (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж - Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе.

Святой Прокл2, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает:

"Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж - Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж - Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: "Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" (Иер.31,22).

Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит3, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение" (Евр.1,14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божия, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.

Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и является чиноначальником среднего чина между началами и ангелами, то есть архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают отчасти потому, что он называется архангелом, отчасти потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы.

Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и посылается для возвещения только величайших тайн Божиих. Такова была тайна воплощения Божия - и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве и которым он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как об этом воспевает святой Дамаскин4: "Небесная любовию веселятся, и земная с трепетом ужасахуся, егда пречистый глас найде на Тя, Богородице: едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость Тебе принесе" (Седален 3-го гласа).

А то, что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу: как говорит об этом Исаия: "Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл" (Ис.6,1-2).

А так как святой Гавриил - один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: "Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в этом чине".

Открывается это еще из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов5: "Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимской любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму".

Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!

О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании. Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10,13); в послании апостола Иуды говорится, что архангел Михаил, споря о теле Моисея с дьяволом, сказал ему: "Да запретит тебе Господь" (Иуд.1,9); Иоанн же Богослов в своем Откровении пишет, что Михаил сражался со змием (т.е. дьяволом) (Откр.12,7); о святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку сокровеннейшие тайны Божии о будущем (Дан.8); и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи Господня, а Пречистой Деве Марии - о воплощении Бога-Слова (Лк.1). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12,15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить тяжесть огня (3Езд.4,5).

О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толкователей Божественного Писания можно думать, что Селафиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: "Бог услышал голос отрока" (Быт.21,17). Именем Иегудиила называют того ангела, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем самым награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23,22-28). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Мамрийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодия и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт.18).

Эти высшие семь ангелов, из которых Михаил является первым, а Гавриил - вторым, издревле по благочестивому разумению святой Церкви изображались на иконах и почитались созиданием во имя их храмов.

Об этом церковная история повествует следующее:

Нечестивый император Диоклитиан6, жестокий гонитель христианства, строя для себя в Древнем Риме каменные термы7, повелел посылать христиан на эту работу под строгой и немилосердной стражей, мучавшей святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, которые работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Посредством этого тяжкого труда было воздвигнуто здание столь огромное и прекрасное, что походило скорее на царские палаты. Когда же по прошествии многих лет эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство со вступлением на престол царей христианских восторжествовало по всей вселенной, тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклитиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.

Риму стали подражать и другие города: Неаполь в Кампании8 и Палермо в Сицилии9, где также созданы были каменные церкви во имя семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаикой на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, изображавшими их невидимое служение.

Святой Михаил изображен был попирающим Люцифера10 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой - копье, на верху которого - белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом11.

Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженной внутри свечой, а в левой - каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами12.

Святой Рафаил изображен держащим в левой руке, немного поднятой, сосуд с врачебными средствами, правой же - ведущим отрока Товию, который несет пойманную в реке Тигре рыбу13.

Святой Уриил изображен держащим в правой руке обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, - пламень огненный14.

Святой Селафиил изображен с лицом, склоненным вниз, и с руками, прижатыми к груди, как это бывает у человека, умиленно молящегося.

Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами15.

Святой Варахиил изображен несущим на груди своей белые розы16. Тропарь, глас четвертый:

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил. Кондак, глас осмый:

Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим.

СОБОР СВЯТОГО АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
(13 / 26 июля)

Второй раз в году мы восхваляем в песнопениях благовестника нашего спасения, великого слугу Божия и радостного посланника к Пречистой Деве Марии (Лк.1,26) архангела Гавриила. Первый собор празднуется на другой день после Благовещения Пресвятой Богородицы, 26 марта, теперь же снова этот собор празднуется в святой Церкви и снова его чудесные по Божественному повелению явления воспоминаются и прославляются.

Он Моисея, избежавшего руки фараона, научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему о жизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости.

Он пророку Даниилу объяснил чудесные видения о будущих царях и царствах, сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена вавилонского, а также о времени первого пришествия в мир Христа.

Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: "Анна, Анна! Твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные. Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии".

Также архангел Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему то же, что и святой Анне: они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Этот великий архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.

Он же явился святому священнику Захарии и возвестил ему о разрешении от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождении святого Иоанна Предтечи Господня, а когда тот не поверил, - связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк.1,5-25).

Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо зачатое в ней - от Духа Святого (Мф.1,18-21).

А когда Господь наш родился в Вифлееме, этот ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим стада свои, и сказал:

- Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.

А затем тотчас с множеством небесных воинов воспел: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2,14).

Полагают, что этот ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя Гавриил значит "крепость Божия". Явившийся Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это - укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве (Лк.22,43; Евр.5,7).

Этот же Ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20): таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его воскресения.

Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестив Ей приближение Ее честного успения и переселения Ее на небо, и дал Ей светлую райскую ветвь.

Святая Церковь, воспоминая его многократные явления в Ветхом и Новом Завете и зная его постоянное ходатайство перед Богом о роде христианском, ныне совершает ему соборное празднование, чтобы люди Божии с усердием всегда и горячо прибегали к заступничеству и помощи этого ходатая и благодетеля рода человеческого, и его молитвами получали оставление грехов от Христа Господа Спасителя нашего17.

Тропарь, глас четвертый:

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил. Кондак, глас вторый:

На небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник, и никтоже на ны.

Ин кондак, глас вторый:

Архистратиже Божий, служителю Божественныя cлавы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.


1 День празднования в честь архангела Гавриила назван днем "собора", потому что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила.
2 Святой Прокл жил в V веке и прославился как защитник православия против несторианства.
3 Дионисий Ареопагит, член Афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью святого апостола Павла.
4 Святой Иоанн Дамаскин - замечательнейший христианский песнописец и богослов VIII века. Память его совершается св. Церковью 4-го декабря.
5 Святой Григорий Двоеслов, папа римский, жил в VI веке.
6 Диоклитиан, римский император, царствовал с 284 по 305 гг. и управлял восточной половиной римской империи; западной половиной управлял друг его Максимиан.
7 Термы - общественные бани, которые в Риме устраивались с особенным великолепием. При банях были места и для гимнастических упражнений.
8 Кампания - провинция в южной Италии. Эта провинция замечательна тем, что здесь впервые были отлиты колокола для церковного употребления, почему они и называются в церковном Уставе "кампанами" (по имени провинции).
9 Сицилия - один из больших островов Средиземного моря.
10 Люцифер - первый падший ангел, дьявол.
11 Белая хоругвь, украшающая копье архангела Михаила, обозначает его святость и чистоту, а крест знаменует, что бесплотные силы ведут борьбу с царством мрака и тьмы во имя креста и имени Христова.
12 Зерцало обозначает, что архангел Гавриил - вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, фонарь же со свечой знаменует, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и по самом исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.
13 Святой Рафаил, по верованию Церкви, испрашивает у Бога помощь и исцеление всем страждущим.
14 Это знаменует особенно сильную ревность к служению Богу этого архангела.
15 Это знаменует награду от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.
16 Святой Варахиил является предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.
17 Настоящий праздник появился не позднее IX века; поводом к его установлению послужило, вероятно, освящение храма в Царьграде, созданного в честь Архангела Гавриила.