На первую страницу.

Собор святого архистратига МИХАИЛА и прочих небесных сил бесплотных

Благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от Бога, Создателя своего, стали поклоняться созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, "что на небе вверху, и что на земле внизу" (Исх. 20, 4), принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа, - в то время люди поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем так сказано в книге Царств: "кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 Цар. 23, 5), то есть ангелам, ибо они суть воинство небесное, по сказанному в Евангелии: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное" (Лк. 2, 13). Такое неправильное почитание ангелов было сильно распространено во времена святых апостолов. Святой апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы" (Кол. 2,18-19), то есть Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышлявшие своим воздержанием и чистым житием подражать ангелам. Они учили творить поклонение ангелам такое же, как и Самому Богу.

Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что ангелы суть творцы видимой твари и как бесплотные выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий, архангела же Михаила называли богом евреев. Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами.

В особенности же такие ереси умножились в Колоссах, принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов. Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им как служителям Божиим и хранителям рода человеческого.

И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора ангелов и стали строить благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила - начальника ангелов. Так, в Хонях над чудотворным источником был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила2. Празднование Собора святых ангелов установлено совершать в месяце ноябре - девятом от марта, первого месяца от сотворения мира - для обозначения числа чинов ангельских, каковых девять, как считает святой Дионисий Ареопагит3, ученик святого апостола Павла. Как известно, апостол Павел был восхищен до третьего неба (2 Кор. 12, 2), там видел различие чинов святых ангелов и объяснил это своему ученику Дионисию.

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую; в каждой из них - по три чина.

Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестикрылые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл" (Ис. 6, 2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: "Бог наш есть огнь поядающий" (Евр. 12, 29); "престол Его - как пламя огня" (Дан. 7, 9); "Вид же славы Господней... как огонь поядающий" (Исх. 24, 17). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий" (Пс. 103, 4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значит: пламенеющий.

После серафимов перед всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувимы" - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очей для боговидения и богопознания.

Затем - перед Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: "Ты воссел на престоле, Судия праведный" (Пс. 9, 5). Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии также заключается три чина святых ангелов: господства, силы и власти.

Господства называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за этими чинами ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем - они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.

Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям, труждающимся и обремененным, в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя - "силы" - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, все устрояющего к пользе нашей.

Власти называются так потому, что имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать дьявола.

В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.

Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охрана всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны4. Затем - служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам - ангелам, а через них - людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.

Ангелы - в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем - ангелами. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются ангелами, ибо слово "ангел" есть название не существа, но служения, по писанному: "не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение" (Евр. 1, 14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, через высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая ее исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: "И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше (то есть пророку Захарии): Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною" (Зах. 2, 3-5).

Рассуждая об этом, святой Григорий Двоеслов говорит: "Когда один ангел говорит другому: "Иди скорее и скажи этому юноше", - нет сомнения, что одни ангелы посылают других, низшие - посылаются, высшие - посылают" (Толкование 4 на Евангелие).

Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один ангел повелевает другому ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8, 16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерения Творца своего ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, то есть девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного суда Господня, который божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступит как бы день восьмой, "Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25,31). "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф. 24, 31), то есть от востока, запада, севера и юга.

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честию празднующих!

Над всеми девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом святой архистратиг Михаил; как верный служитель Божий5. Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

"Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница6 и сокрушилась на земле" (Святой Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).

Говоря так ко всему собору ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Ис. 6,3).

Такое соединение святых ангелов получило название Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа - Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь.


1 Колоссы - многолюдный город в древней Фригии (в Малой Азии) Впоследствии назывался Хони.

2 Воспоминание о сем чуде совершается 6 сентября.

3 Память святого Дионисия Ареопагита совершается 3 октября. Учение об ангелах изложено им в сочинении "О небесной иерархии".

4 Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего ангела, основывается на словах пророка Даниила (Дан. 10, 13), где говорится об ангелах царств Персидского и Иудейского.

5 По значению слова Михаил есть ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан. 10, 13,21; 12, 1). В Откровении святого Иоанна Богослова архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: "и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною... и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12, 79); тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12, 13-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым архангелом Михаилом. Почитание святого архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам.

6 Денница - заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарей, но, возгордившись и восстав против Бога, ниспал в бездну и подвергся вечному осуждению.